-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћирјлин

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.04.2013
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 31412



ќ русском €зыке и повсеместной грамотности

ѕ€тница, 09 »юн€ 2017 г. 08:58 + в цитатник
ѕо статистике, треть населени€ –оссии в прошлом году не прочли ни одной книги. ¬ среднем человек в –оссии читает всего 9 минут в день.
5283370_maternie_slova (700x525, 101Kb)
 
Ћюдмила Ѕородина: «—ама€ распространенна€ ошибка у школьников — непровер€ема€ безударна€ в корне слова».
 
ѕочему сегодн€ становитс€ всЄ меньше грамотных людей и какие типичные ошибки делают школьники в письме и речи.
Ћожу вместо кладу и звќнит вместо звон»т
 
  акие типичные ошибки встречаютс€ сейчас у учеников?
 
Ћюдмила Ѕородина: √рамматика — вообще сложна€ вещь. ’орошо, если у человека есть врождЄнна€ грамотность. Ѕыл у нас ученик, который часто болел, много пропускал, но на диктантах всегда писал грамотно. ј есть такие дети, которые старательно учат правила, но не могут примен€ть...
 
—ама€ распространЄнна€ ошибка — непровер€ема€ безударна€ гласна€ в корне слова, то есть словарные слова. Ќапример, привилеги€, президент. я бы сказала, что такие ошибки — бич всех школьников, с 5-го по 11-ый класс. ≈сть слова, которые сложно запомнить... но и, плюс ко всему, дети сейчас действительно мало читают. “акже часто неправильно став€т «не» с разными част€ми речи. ћ€гкий знак в инфинитиве пропускают.
 
”двоенное «н» в разных част€х речи — довольно часта€ ошибка, особенно в отглагольных прилагательных и причасти€х, потому что их сложно отличить. Ќаример, когда мы говорим «раненый боец», пишем одну букву «н», когда «раненный в голову боец» — уже две, так как в этом случае раненный — уже причастие, потому что здесь есть зависимое слово. ∆ареный картофель — «н» одна, жаренный на сковороде — уже две.  стати, сейчас по телевидению транслируют рекламу сериала «ћеч», и внизу бегущей строкой идЄт текст — «хирург, котора€ лечит бойцов, раненных во врем€ операции». “ак вот, «раненных» написано с одной «н». » это центральный канал! 
 
ѕомимо орфографических ошибок, есть и другие. ѕунктуаци€ — это вообще тЄмный лес дл€ многих. Ќаш €зык сложный, есть и обособленные члены предложени€, и вводные конструкции — иногда дети там, где нужны зап€тые, их не став€т, а иногда став€т, наоборот, лишние. ќрфоэпи€... там тоже много делают ошибок.  ак научить ребЄнка правильно произносить слова, когда он тебе парирует: «¬се так говор€т»? Ўкольникам часто говорю — вы должны ориентироватьс€ не на всех, а на нормы €зыка. » как часто режет слух «звќнит», «лќжит»... вместо «звон»т», «кладЄт»... Ќикогда не забуду, как мой папа мне говорил: «я ложу сюда». я ему: «ѕап, надо говорить "кладу"». ќн: « уда покласть?». я: «ј тут правильно "положить"!». ќн только в ответ: «“еб€ не поймЄшь!». Ќо что с него вз€ть — 6 классов образовани€. ј современна€ молодЄжь, мне кажетс€, совсем этому значени€ не придаЄт — где какое ударение ставить, как правильно произносить слово. ѕроблема в том, что дет€м не на кого ориентироватьс€. Ќеправильно говор€т порой и журналисты, и радиоведущие. я вот сомневаюсь, что такой словарь есть в радиостуди€х...
 
Ћюдмила сама использует в своей учебной программе орфоэпический словарь дл€ работников телевидени€ и радио.
 
— ѕорой неправильно говор€т и пишут сами учител€. Ќедавно видела фотографию в интернете, где был дневник с записью учител€: «ƒва за пов»дение»...
 
— ≈сть такое.  огда берЄм на работу, мы же не устраиваем тестирований — хот€ надо бы... —мотрим образование, опыт работы. ƒа, стыдно, когда коллега делает ошибку. —ейчас детки встречаютс€ умненькие, которые многим интересуютс€, в курсе всего, что происходит, и они подмечают ошибки. ѕриход€т и рассказывают об ошибках моих коллег. Ѕывает сложно выйти из этого положени€ — чтобы и авторитета учител€ не принизить, но и в то же врем€ не согласитьс€ с таким замечанием невозможно, ведь это факт. 
 
„асто вы слышите, чтобы люди говорили «скуЎно»? ј ведь правильное произношение этого слова именно такое. “очно так же, как «сквореЎник», «булоЎна€». „аще всего люди сейчас подписывают «договорј», хот€ правильно «договќры». ” нас сейчас идЄт не повышение уровн€ грамотности до нормы литературного €зыка, а снижение нормы литературного €зыка до уровн€ безграмотного населени€. ќшибки есть даже в учебниках!
 
— ћой учитель 10 лет назад мне говорил, что к 2015–2020 годам основной проблемой будет именно огромное количество безграмотных с высшим образованием. „то вы думаете по этому поводу?
 
— —оглашусь с вашей учительницей. Ѕольша€ часть людей с высшим образованием не имеют того уровн€ грамотности, который необходим. Ќа улице —тавропольской висел огромный баннер, где было написано «ƒоверьте нам...» что-то, не помню, и слово «доверьте» было написано без м€гкого знака.  азалось бы — в рекламе работают люди с образованием. ¬ыходит, с образованием, но не образованные.
«ƒети мало читают — поэтому неграмотно пишут»
 
— ¬ чЄм, по вашему мнению, причина безграмотности?
 
— ƒети мало читают классические произведени€ — предпочитают смотреть фильмы по известным произведени€м, читать краткое содержание... 
 
—егодн€шним дет€м трудно читать художественные произведени€ прошлых веков. ќсобенно длинные. »х посто€нно приходитс€ поправл€ть — они тер€ютс€ в них, много не понимают. ƒл€ них Ѕолконский — это просто јндрей, а не кн€зь јндрей. ѕоэтому приходитс€ их знакомить с современными книгами — у нас даже есть полка с рассказами последних лет. »менно с рассказами, потому что дл€ детей важен объЄм. —огласитесь, это первое, на что смотрит школьник, когда берЄт книгу.
 
ћногие с удовольствием эти небольшие произведени€ читают. ќни по духу им ближе, ведь там описаны пон€тные дл€ них вещи. ƒа и дл€ ≈√Ё такие рассказы пригождаютс€, ведь в задании-рассуждении порой речь идЄт о компьютерах и интернете, и аргументы нужно приводить из современной литературы, где есть об этом упоминани€. ј “олстой и “ургенев, при всЄм уважении к ним, об этом не писали...
 
—ейчас студенты относ€тс€ к учЄбе не так, как ещЄ 20–25 лет назад, а более легкомысленно. Ќо не все, конечно.
 
— ¬стречаетс€ ли так называема€ функциональна€ безграмотность?  аковы причины еЄ развити€?
 
— ¬стречаетс€, безусловно. Ќе все дети могут пон€ть содержание текста, потому что у них маленький словарный запас, а он мал, потому что они мало читают.
 
‘ункциональна€ безграмотность встречаетс€ и у взрослых. —ейчас даже в магазинах многие лен€тс€ сами прочитать инструкцию к таблеткам, обращаютс€ за помощью к продавцу.
« ому-то интернет помогает, кому-то мешает»
 
—  ак вли€ют на грамотность современные технологии? я о том, что молодЄжь сейчас часто сокращает слова в переписке, а встроенные в текстовые редакторы, браузеры и смартфоны спелл-чекеры освободили детей от необходимости писать грамотно и внимательно.
 
 
18:13 30/06/2015 јлина ћенькова 10 6700
ќшибки есть даже в учебниках! ”читель русского €зыка о росте безграмотности
 
»мидж –оссии как «самой читающей» и «самой образованной» страны постепенно падает. ¬иной тому компьютер и интернет. ќни, с одной стороны, развивают детей, учат самосто€тельно искать информацию, с другой — отучают от книги.
Ћюдмила Ѕородина: «—ама€ распространенна€ ошибка у школьников — непровер€ема€ безударна€ в корне слова».
Ћюдмила Ѕородина: «—ама€ распространенна€ ошибка у школьников — непровер€ема€ безударна€ в корне слова». © / јлина ћенькова / ји‘
 
ѕо статистике, треть населени€ –оссии в прошлом году не прочли ни одной книги. ¬ среднем человек в –оссии читает всего 9 минут в день.  орреспондент ји‘.ru јлина встретилась с учителем русского €зыка краснодарской средней школы є 20 Ћюдмилой Ѕородиной и узнала, почему сегодн€ становитс€ всЄ меньше грамотных людей и какие типичные ошибки делают школьники в письме и речи.
Ћожу вместо кладу и звќнит вместо звон»т
 
јлина ћенькова, ји‘.ru:  акие типичные ошибки встречаютс€ сейчас у учеников?
 
Ћюдмила Ѕородина: √рамматика — вообще сложна€ вещь. ’орошо, если у человека есть врождЄнна€ грамотность. Ѕыл у нас ученик, который часто болел, много пропускал, но на диктантах всегда писал грамотно. ј есть такие дети, которые старательно учат правила, но не могут примен€ть...
 
—ама€ распространЄнна€ ошибка — непровер€ема€ безударна€ гласна€ в корне слова, то есть словарные слова. Ќапример, привилеги€, президент. я бы сказала, что такие ошибки — бич всех школьников, с 5-го по 11-ый класс. ≈сть слова, которые сложно запомнить... но и, плюс ко всему, дети сейчас действительно мало читают. “акже часто неправильно став€т «не» с разными част€ми речи. ћ€гкий знак в инфинитиве пропускают.
‘ото: ји‘/ јлина ћенькова
 
”двоенное «н» в разных част€х речи — довольно часта€ ошибка, особенно в отглагольных прилагательных и причасти€х, потому что их сложно отличить. Ќаример, когда мы говорим «раненый боец», пишем одну букву «н», когда «раненный в голову боец» — уже две, так как в этом случае раненный — уже причастие, потому что здесь есть зависимое слово. ∆ареный картофель — «н» одна, жаренный на сковороде — уже две.  стати, сейчас по телевидению транслируют рекламу сериала «ћеч», и внизу бегущей строкой идЄт текст — «хирург, котора€ лечит бойцов, раненных во врем€ операции». “ак вот, «раненных» написано с одной «н». » это центральный канал!
ј судьи кто? »нтервью с членом комиссии по проверке ≈√Ё по русскому €зыку
 
ѕомимо орфографических ошибок, есть и другие. ѕунктуаци€ — это вообще тЄмный лес дл€ многих. Ќаш €зык сложный, есть и обособленные члены предложени€, и вводные конструкции — иногда дети там, где нужны зап€тые, их не став€т, а иногда став€т, наоборот, лишние. ќрфоэпи€... там тоже много делают ошибок.  ак научить ребЄнка правильно произносить слова, когда он тебе парирует: «¬се так говор€т»? Ўкольникам часто говорю — вы должны ориентироватьс€ не на всех, а на нормы €зыка. » как часто режет слух «звќнит», «лќжит»... вместо «звон»т», «кладЄт»... Ќикогда не забуду, как мой папа мне говорил: «я ложу сюда». я ему: «ѕап, надо говорить "кладу"». ќн: « уда покласть?». я: «ј тут правильно "положить"!». ќн только в ответ: «“еб€ не поймЄшь!». Ќо что с него вз€ть — 6 классов образовани€. ј современна€ молодЄжь, мне кажетс€, совсем этому значени€ не придаЄт — где какое ударение ставить, как правильно произносить слово. ѕроблема в том, что дет€м не на кого ориентироватьс€. Ќеправильно говор€т порой и журналисты, и радиоведущие. я вот сомневаюсь, что такой словарь есть в радиостуди€х...
 
Ћюдмила показывает мне орфоэпический словарь дл€ работников телевидени€ и радио, который сама использует в своей учебной программе.
—ловарь дл€ радиоведущих и телеведущих
—ловарь дл€ радиоведущих и телеведущих. ‘ото: ји‘/ јлина ћенькова
 
— ѕорой неправильно говор€т и пишут сами учител€. Ќедавно видела фотографию в интернете, где был дневник с записью учител€: «ƒва за пов»дение»...
 
— ≈сть такое.  огда берЄм на работу, мы же не устраиваем тестирований — хот€ надо бы... —мотрим образование, опыт работы. ƒа, стыдно, когда коллега делает ошибку. —ейчас детки встречаютс€ умненькие, которые многим интересуютс€, в курсе всего, что происходит, и они подмечают ошибки. ѕриход€т и рассказывают об ошибках моих коллег. Ѕывает сложно выйти из этого положени€ — чтобы и авторитета учител€ не принизить, но и в то же врем€ не согласитьс€ с таким замечанием невозможно, ведь это факт.
ёрий —оломин. ёрий —оломин: уберите ≈√Ё! ¬ерните экзамены в том виде, в каком они были!
 
„асто вы слышите, чтобы люди говорили «скуЎно»? ј ведь правильное произношение этого слова именно такое. “очно так же, как «сквореЎник», «булоЎна€». „аще всего люди сейчас подписывают «договорј», хот€ правильно «договќры». ” нас сейчас идЄт не повышение уровн€ грамотности до нормы литературного €зыка, а снижение нормы литературного €зыка до уровн€ безграмотного населени€. ќшибки есть даже в учебниках!
 
— ћой учитель 10 лет назад мне говорил, что к 2015–2020 годам основной проблемой будет именно огромное количество безграмотных с высшим образованием. „то вы думаете по этому поводу?
 
— —оглашусь с вашей учительницей. Ѕольша€ часть людей с высшим образованием не имеют того уровн€ грамотности, который необходим. Ќа улице —тавропольской висел огромный баннер, где было написано «ƒоверьте нам...» что-то, не помню, и слово «доверьте» было написано без м€гкого знака.  азалось бы — в рекламе работают люди с образованием. ¬ыходит, с образованием, но не образованные.
«ƒети мало читают — поэтому неграмотно пишут»
 
— ¬ чЄм, по вашему мнению, причина безграмотности?
 
— ƒети мало читают классические произведени€ — предпочитают смотреть фильмы по известным произведени€м, читать краткое содержание...
«ѕчолка», «заец» и «жури». ”спешные и провалившиес€ реформы русского €зыка
 
—егодн€шним дет€м трудно читать художественные произведени€ прошлых веков. ќсобенно длинные. »х посто€нно приходитс€ поправл€ть — они тер€ютс€ в них, много не понимают. ƒл€ них Ѕолконский — это просто јндрей, а не кн€зь јндрей. ѕоэтому приходитс€ их знакомить с современными книгами — у нас даже есть полка с рассказами последних лет. »менно с рассказами, потому что дл€ детей важен объЄм. —огласитесь, это первое, на что смотрит школьник, когда берЄт книгу.
 
ћногие с удовольствием эти небольшие произведени€ читают. ќни по духу им ближе, ведь там описаны пон€тные дл€ них вещи. ƒа и дл€ ≈√Ё такие рассказы пригождаютс€, ведь в задании-рассуждении порой речь идЄт о компьютерах и интернете, и аргументы нужно приводить из современной литературы, где есть об этом упоминани€. ј “олстой и “ургенев, при всЄм уважении к ним, об этом не писали...
 
—ейчас студенты относ€тс€ к учЄбе не так, как ещЄ 20–25 лет назад, а более легкомысленно. Ќо не все, конечно.
 
— ¬стречаетс€ ли так называема€ функциональна€ безграмотность?  аковы причины еЄ развити€?
 
— ¬стречаетс€, безусловно. Ќе все дети могут пон€ть содержание текста, потому что у них маленький словарный запас, а он мал, потому что они мало читают.
 
‘ункциональна€ безграмотность встречаетс€ и у взрослых. —ейчас даже в магазинах многие лен€тс€ сами прочитать инструкцию к таблеткам, обращаютс€ за помощью к продавцу.
« ому-то интернет помогает, кому-то мешает»
 
—  ак вли€ют на грамотность современные технологии? я о том, что молодЄжь сейчас часто сокращает слова в переписке, а встроенные в текстовые редакторы, браузеры и смартфоны спелл-чекеры освободили детей от необходимости писать грамотно и внимательно.
—овременные безграмотные.  ак живут люди, не умеющие читать и писать
 
—  ому-то современные технологии помогают. ≈сть дети, которые используют интернет в учебных цел€х, многим интересуютс€, пополн€ют багаж знаний, а есть те, кто просто бесцельно сидит в соцсет€х. я уверена, что если человек грамотный, он будет писать грамотно везде — в сообщении и в сочинении. ќписки всегда видно — ну, допустим, соскочил палец на сенсорной клавиатуре вправо или влево. —окращают слова порой. –еб€та говор€т мне так: «„то заморачиватьс€, мы же друг друга понимаем!». Ќо это неправильна€ позици€.
 
— Ўкольники часто используют иностранные пон€ти€, хот€ равнозначные слова существуют и в русском €зыке. ќдновременно с этим всЄ чаще с экранов телевизоров мы слышим — менеджер, дедлайн, фриланс, шопинг.  уда делс€ наш могучий русский €зык?
 
— »спользу€ иностранные слова, реб€та хот€т выгл€деть более современными, как € думаю. Ќо если вспомнить прошлые века, иностранные слова всегда были одним из ресурсов пополнени€ нашего €зыка. ќдно дело, когда в нашем обиходе по€вл€ютс€ новые вещи, а с ними новые слова. Ќо совсем другое, когда мы замен€ем наши слова иностранными. ¬едь менеджер — это тот же управленец, дедлайн — крайний срок. ћихаил ќсоргин в своей книге ««аметки старого книгоеда» в одном из рассказов писал о сорном €зыке — о том, как в 1769 году смешивали наши слова с французскими, и это выгл€дело смешно...
 
— ¬аш рейтинг особенно стыдных ошибок в русском €зыке?
 
— «Ћќжит», «звќнит», «пќн€ла», «восем, сем» вместо «восемь, семь». ƒумаю, последнее — диалектное, так у нас на  убани говор€т. «÷≈почка» вместо «цепќчка», «тортџ» вместо «тќрты». –аздражает, когда так говор€т. ≈щЄ € заметила, что в последнее врем€ даже на телевидении стали говорить «шедис€т» — странно, почему?..
јлина ћенькова, ји‘.ru
 
«ѕчолка», «заец» и «жури». ”спешные и провалившиес€ реформы русского €зыка
 
24 сент€бр€ 1964 года в газете «»звести€» опубликовали «ѕредложени€ по усовершенствованию русского €зыка». Ќовые правила, предлагаемые авторами, были достаточно радикальными: «ноч», «жури», «заец» и «огурци» шокировали читателей газеты, вызвали большую дискуссию в обществе и в итоге так и не были прин€ты.
 
ѕри этом удивительные предложени€ по реформированию русской грамматики поступали чуть ли не с момента по€влени€ кириллицы. Ќормы и правила устаревали и мен€лись, и люд€м снова и снова приходилось обсуждать и договариватьс€, как писать правильно.
 
–еформы ѕетра I
 
ѕерва€ серьЄзна€ реформа русской орфографии была проведена ещЄ при ѕетре I и св€зана с переходом на гражданский шрифт: император устранил ненужные дл€ русского €зыка буквы церковной кириллицы (омегу и юсы). »нтересно в то врем€ обсто€ли дела с согласными: к примеру, до этого слово «сказка» писалось как «съказъка» из-за наличи€ особых гласных звуков неполного образовани€, так называемых «глухих», или «редуцированных», которые позднее из речи исчезли.
¬ысокий «штиль»
 
“руд Ћомоносова «√рамматика» 1755 года был призван усовершенствовать русский €зык и разрешить многие спорные вопросы. «√рамматика» Ћомоносова с еЄ категоричным разделением речи на «высокий и низкий штили» активно критиковалась за высокопарность, громоздкость и стремление к усложнению речи. „то не помешало ей быть переизданной 14 раз. ѕри этом, например, ѕушкин считал, что вли€ние Ћомоносова на русскую словесность скорее вредное.
 
амом конце XVIII века в русском €зыке по€вилась буква «Є», заменивша€ сочетание io. —читаетс€, что еЄ ввЄл Ќиколай  арамзин: «Є» впервые по€вилась в его сборнике стихов «јониды». —поры о необходимости этой буквы в русском €зыке идут до сих пор.  роме того,  арамзин, мечтающий об упрощении €зыка, который тот же Ћомоносов активно усложн€л, старалс€ ввести в €зык как можно больше простых доступных слов (правда, многие из них были кальками с французского), например «впечатление», «влюблЄнность», «вли€ние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эпоха», «сцена», «гармони€», «катастрофа», «будущность».
Ѕыть ли €тю?
 
¬ 60-е в ѕетербурге состо€лось расширенное совещание преподавателей русской словесности, на котором обсуждалс€ проект реформы по устранению ненужных букв — О («€т€») и Џ («ера»). ќднако преподаватели оказались людьми консервативными, и дальше проекта дело не зашло.
”брать, что не слышно
 
¬ 1904 году при »мператорской академии наук по€вилась орфографическа€ комисси€, котора€ занималась вопросом упрощени€ графики по фонематическому принципу, то есть устранени€ букв, которые не означают никакого звука. Ќапример, Џ на конце слов, а также «€ть» и «ижица», которые €вл€ютс€ дублЄрами других букв и означают, по сути, те же звуки.
 
≈щЄ одно изменение — введение окончаний «ие» и «ые» в именительном падеже множественного числа прилагательных. “акже были внесены предложени€ исключить из правописани€ правило, требующее писать «е€» в родительном падеже и передавать звук «о» там, где он €вственно слышитс€ после «ч» и «щ» — «пчолка», «чорный».
 
ƒругое предложенное правило: не писать «ь» в положении за «ч», «щ» и в конце слов: «ноч», «точ в точ», «вещ», «помощ». ¬ общем, сделать правила максимально простыми и пон€тными: предполагалось, что это поможет ученикам, отстающим в грамматике, догнать успешных, да и вообще повысит общую грамотность населени€. Ќо до тотального внедрени€ этой реформы не дошло: война, революци€, гражданска€ война. ќ предложени€х имперских лингвистов вспомн€т уже при советской власти.
Ќовый €зык —оветов
 
Ќова€ власть, нова€ страна, и времени на тщательную проработку реформы нового €зыка в 1917–1918 году уже не было. “ребовались перемены, поэтому советска€ реформа, по сути, аккумулировала предложени€ комиссии при »мператорской академии наук. ƒобавили только две поправки: сохранить без изменени€ существующие правила употреблени€ букв «о» и «е» после шип€щих и оставить твЄрдый знак во всех случа€х, где буква употребл€етс€ в современном, а не дореволюционном правописании: «речъ», «режъ», «ходишъ». ”же потом твЄрдый знак сменитс€ м€гким, а пока — так.
 
≈щЄ проще!
 
—оветское правительство прин€лось внедр€ть новые правила со свойственной ему энергией, то есть, по задумке, в один момент все должны были переучитьс€. Ѕуквари и справочники с разъ€снени€ми не издавались, люди жаловались, что нова€ грамматика даЄтс€ им очень т€жело. ѕри этом уровень безграмотности в стране оставалс€ предельно высоким. ¬скоре начались выступлени€ за ещЄ большее упрощение орфографии: например, исключить буквы «€», «е», «Є», «ю», заменив их буквосочетани€ми «йа», «йе», «йо», «йу» после разделительных «ъ» и «ь» в начале слова и после гласной.
 ультпросвет
 
¬ 30-е была созвана ещЄ одна орфографическа€ комисси€, целью которой было проведение реформы правописани€, котора€ об€зательно повысит культурный уровень труд€щихс€. ¬от их предложени€:
 
¬ качестве разделительного знака оставалс€ только твЄрдый — «съезд», «пъю», «объ€вление».
 
Ќе писать твЄрдый знак после шип€щих: «реж», «доч», «моеш», «стрич».
 
ѕосле «ж», «ч», «ш», «щ» под ударением писать «о»: «пчолка», «жолтый», «ещо», «жоны».
 
ѕосле «ж», «ш», «щ», «ч», «ц» писать «ы»: «жырный», «соцыализм», «революцы€».
 
ѕроект был радикальный, поэтому одобрени€ в правительственных кругах не получил и реформу не провели в жизнь. ¬ 1932 году вышло ѕостановление ÷¬ ¬ ѕ(б) от 25 августа 1932 года «ќб учебной программе и режиме в начальных и средних школах», в котором указывалось на необходимость соблюдени€ строгой нормы, но не предлагалось никаких нововведений. Ќаконец, в 1956 году был создан действительно успешный проект — «ѕравила русской орфографии и пунктуации», действующие до сих пор. Ќо и на этом попытки реформировани€ не приостановились.
«»звести€»
 
¬ 1963 г. в газете «»звести€» опубликовали статью профессора ≈фимова о низком уровне грамотности в стране и необходимости упрощени€ орфографии. ¬скоре была создана  омисси€ по усовершенствованию русской орфографии при јкадемии наук ———–, которой предписали в сжатые сроки представить свои предложени€. ¬ 1964 в тех же «»звести€х» вышла стать€ «ѕредложени€ по усовершенствованию русского €зыка». Ќовые правила, предлагаемые авторами, были достаточно радикальными: например, писать «доч», «ноч», «мыш», «жури», «заец, «платьеце», «огурци». ¬от несколько правил:
 
    ѕосле «ц» не пишетс€ «ы», а пишетс€ «и»: «циган», «огурци».
    ѕосле шип€щих под ударением пишетс€ «о»: «щоки», «жолтый», но «желтеть», «щека».
    ѕосле ∆, „, Ў, ў не писать №: «мыш», «намаж».
    ќтменить двойные согласные в ино€зычных словах (оставить только в словах ванна, сумма, гамма).
    ѕисать «дерев€ный», «олов€ный», «стекл€ный» и т. д.
 
 ак отмечают лингвисты, многие предложени€ были вполне обоснованными, но вызвали в обществе такой шок, что тут же подверглись жЄсткой критике.
 
ѕрекращение обсуждени€ скандальных предложений совпало со сн€тием с должности Ќикиты ’рущЄва. ¬ дальнейшем о предложени€х постарались забыть.
 
≈щЄ одна попытка
 
¬ начале 70-х в »нституте русского €зыка вновь создали орфографическую комиссию, котора€ действовала гораздо осторожнее своих предшественников. ƒостаточно взвешенные предложени€ сформулировали и передали в президиум советской јкадемии наук, но никакого движени€ вперЄд не произошло, и вскоре о них забыли.
 
ќдно из последних движений — издание в 1999 году нового «Ѕольшого русского орфографического словар€» на 160 тыс€ч слов, который орфографически регламентировал сотни новых слов русского €зыка.
«а закрытыми двер€ми
 
¬ 2000 году под грифом «ѕроект» был выпущен «—вод правил русского правописани€. ќрфографи€. ѕунктуаци€», который до сих пор не получил ни широкого распространени€, ни научного обсуждени€.
 
ј большинство нововведений теперь проводитс€ «за закрытыми двер€ми» и без публичных дискуссий — веро€тно, учЄные не хот€т, чтобы опыт 1964 года повторилс€. Ќовые правила просто по€вл€ютс€ в словар€х, а общественность с ними знаком€т уже постфактум. »менно так в 2009 году росси€не узнали, что кофе среднего рода — уже не ошибка, а правило, утверждаемое четырьм€ свежевышедшими словар€ми. –авнозначными вариантами ударени€ вдруг стали «по средјм и по ср≈дам», «йќгурт» и «йог”рт», «договќр» и «дќговор».
http://www.aif.ru/
–убрики:  ѕо странам и континентам
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



QAKLEN   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 09 »юн€ 2017 г. 09:37 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ «ј ѕќЋ≈«Ќ”ё »Ќ‘ќ–ћј÷»ё!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћ√ѕ   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 09 »юн€ 2017 г. 11:44 (ссылка)
.
135611727_preview_0_13b4ce_90289539_orig (150x150, 46Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку