-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћирјлин

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.04.2013
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 30784


ћедовый —пас: истори€, смысл, проповеди, традиции, рецепты

—реда, 14 јвгуста 2013 г. 12:26 + в цитатник

 1376468724_medovuyy_spas (580x434, 203Kb)

—пасами (сокращенна€ форма от слова —паситель, »исус ’ристос) называют три летних праздника, посв€щенных ’ристу: ћедовый —пас, яблочный —пас и “ретий —пас.

ћедовый —пас — 14 (1) августа. ¬ этот день православна€ церковь совершает празднество ¬семилостивому —пасу и ѕресв€той Ѕогородице. “акже начинаетс€ ”спенский пост – самый короткий, но строгий почти как ¬еликий пост. ѕост предвар€ет праздник ”спени€ Ѕожией ћатери. ј его первый день – ѕроисхождение (или »знесение: слово ѕроисхождение означает крестный ход) „естных ƒрев ∆ивотвор€щего  реста √осподн€. ¬ центр храма на утрени выноситс€  рест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклонитьс€.

 

»стори€

 

ѕраздник ѕроисхождени€ „естных ƒрев ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ был установлен в IX веке в  онстантинополе: каждый год часть ∆ивотвор€щего  реста, который хранилс€ в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм —в€той —офии и осв€щали воду дл€ исцелени€ болезней . ѕервый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком мес€це особенно распростран€лись болезни, люди же прикладывались ко  ресту, на котором был расп€т ’ристос, пили осв€щенную им воду и получали долгожданное здоровье.

 

ѕразднество ¬семилостивому —пасу и ѕресв€той Ѕогородице установлено по случаю знамений от икон —пасител€, ѕресв€той Ѕогородицы и „естного  реста во врем€ сражений св€того благоверного кн€з€ јндре€ Ѕоголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

 

¬ 1164 году јндрей Ѕоголюбский предприн€л поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей –остовской и —уздальской земли. ”пова€ на помощь ÷арицы Ќебесной, кн€зь вз€л с собой ≈е чудотворную икону, котора€ была принесена им из  иева и впоследствии получила наименование ¬ладимирской. ƒва св€щенника в облачении несли перед войском св€тую икону и „естный  рест ’ристов. ѕеред сражением благочестивый кн€зь, приобщившись св€тых “аин, обратилс€ с гор€чей молитвой к Ѕогородице: «¬с€к упова€й на “€, √оспоже, не погибнет, и € грешный имею в “ебе стену и покров». ¬след за кн€зем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

 

Ѕолгары были разбиты и обращены в бегство. ѕо преданию, в тот же день греческим императором ћануилом была одержана победа над сарацинами. Ќепреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон —пасител€, Ѕожией ћатери и —в€того  реста. Ёти лучи покрывали полки благоверных правителей √реции и –оссии и видны были всеми сражавшимис€. ¬ пам€ть об этих чудесных победах, с обоюдного согласи€ кн€з€ јндре€ и императора ћануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник ¬семилостивому —пасу и ѕресв€той Ѕогородице.

 

¬ –усской ÷еркви одновременно с празднованием ¬семилостивому —пасу соедин€етс€ воспоминание совершившегос€ 1 августа 988 г.  рещени€ –уси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое осв€щение воды. ѕоэтому в народе этот праздник иногда называют «ћокрый спас».

 

Ќаконец, третий праздник дн€ – пам€ть о св€тых ¬етхозаветных мучениках ћаккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасени€ и вечной блаженной жизни в ÷арствии Ѕожьем.

 

—емь св€тых мучеников ћаккавеев: јвим, јнтонин, √урий, ≈леазар, ≈всевон, јдим и ћаркелл, а также их мать —оломони€ и учитель ≈леазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского цар€ јнтиоха Ёпифана. јнтиох Ёпифан, провод€ политику эллинизации населени€, ввЄл в »ерусалиме и всей »удее греческие €зыческие обычаи. ќн осквернил »ерусалимский храм, поставив в него статую «евса ќлимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

 

ƒев€ностолетний старец — законоучитель ≈леазар, который за приверженность к ћоисееву закону был судим, с твЄрдостью пошЄл на мучени€ и скончалс€ в »ерусалиме. “акое же мужество показали ученики св€того ≈леазара: семь братьев ћаккавеев и их мать —оломони€. ќни, бесстрашно признав себ€ последовател€ми Ѕога »стинного, отказались принести жертву €зыческим богам.

 

—тарший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным ист€зани€м на глазах у остальных братьев и их матери; остальные п€ть братьев один за другим претерпели те же мучени€. ќсталс€ седьмой брат, самый младший. јнтиох предложил св€той —оломонии склонить его к отречению, чтобы ей осталс€ хоть последний сын, но мужественна€ мать укрепл€ла и его в исповедании »стинного Ѕога. ћальчик так же твЄрдо перенЄс муки, как и его старшие брать€.

 

ѕосле смерти всех детей св€та€ —оломони€, сто€ над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Ѕогу и скончалась.

 

ѕодвиг св€тых семи братьев ћаккавеев воодушевил св€щенника ћаттафию и его сыновей, которые подн€ли восстание против јнтиоха ≈пифана, длившеес€ с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили »ерусалимский храм от идолов.

 

—мысл

 

—амо название «—пас»» указывает на то, что все пом€нутые событи€ так или иначе св€заны со —пасителем мира, √осподом »исусом ’ристом и напоминают нам о необходимости веры в Ќего и уповани€ на ≈го милость. Ќо —пасителем может назвать √оспода только тот, кто осознаЄт своЄ положение как опасное, гибельное. » если мы это своЄ подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические событи€ и обсто€тельства, превосход€щие наши силы и гроз€щие нам многими лишени€ми и даже самой смертью.

 

»знесение „естных древ дл€ нас — это не только обр€д поклонени€ животвор€щему  ресту, не только про€вление благоговени€, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Ѕожьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

 

ћы вспоминаем “ого, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни дл€ верующего. » тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделатьс€ дл€ нас источником жизни, пока€нного осмыслени€ суетности этого мира, осознани€ высшего призвани€ души, могут стать дл€ нас началом реального обращени€ к Ѕогу.

 

 о дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные событи€, приурочено и начало ”спенского поста. ѕост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию ”спени€ ѕречистой ¬ладычицы Ѕогородицы 28 (15) августа.

 

∆изнь ѕречистой ¬ладычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, вид€щей мучени€ расп€того —ына, и не только —ына, но предвечного Ѕога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

 

 онечно ,эта боль, эти страдани€ √олгофского предсто€ни€ были главной скорбью ѕречистой ¬ладычицы в еЄ земной жизни. » воспоминани€ этого событи€ снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной  рестной ∆ертвы —пасител€, ∆ертвы, преобразившей орудие смерти в животвор€щее победоносное ƒрево  реста √осподн€. —амо ”спение ѕресв€той Ѕогородицы осознаЄтс€ христианами как праздник разрешени€ от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединени€ ѕречистой ћатери со —воим ¬озлюбленным —ыном.

 

Ќо период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность €вл€ла ѕресв€та€ Ѕогородица. ¬ напоминание о скорби пречистой ћатери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

 

ѕроповедь архиепископа „ел€бинского и «латоустовского ‘еофана на начало ”спенского поста

 

“радиции

 

ѕочему же в народе этот праздник называют именно ћедовым —пасом?   этому времени поспевает мЄд нового сбора и это, конечно, дар Ѕожий, вот почему прин€то сбор приносить дл€ осв€щени€ в храм, благодар€ Ѕога и вкуша€ мЄд уже не просто как лакомство, а как €вственное, ощутимое воплощение Ѕожьей благодати, милости к нам, достойным «вс€кого осуждени€ и муки». ¬ этот же день по давней традиции совершаетс€ малое осв€щение воды, лекарственных трав и мака.

 

ѕосле осв€щени€ меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. ¬ старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

 

“ем не менее, нужно помнить, что осв€щение меда в этот день — это всего лишь благочестива€ традици€. ѕодобные традиции (как, например, осв€щение €блок на праздник ѕреображени€ √осподн€) вполне естественны дл€ сознани€ православного человека. «емл€ и все живущее на ней производ€т плоды по промыслу Ѕожию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарени€ Ѕогу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

 

ѕоэтому сама по себе традици€ осв€щени€ меда в этот день никак не св€зана с праздником ¬семилостивого —паса. », конечно же, эта благочестива€ традици€ не должна собой затмевать тот праздник, который отмечаетс€ православной ÷ерковью в этот день.

 

–ецепты

 

 ак хорошие хоз€ева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословени€ на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. ќн очень полезен дл€ здоровь€: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

 

ѕеред тем, как мед осв€щать, убедимс€ в его должном качестве. —пециалисты говор€т о двух способах определени€ качества меда.

 

ѕервый – переливание. Ќужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. ≈сли мед льетс€ тонкой, ровной, непрерывающейс€ «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. ћожно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматываетс€» на нее.

 ¬торой способ – обмакнуть в каплю меда простой м€гкий ( «ћ» или «2ћ») карандаш. ≈сли темнеет от графита, значит, мед не качественный.

 Ќасто€щий мед легко растираетс€ между пальцами и впитываетс€ в кожу, чего не скажешь о подделке, котора€ при растирании оставл€ет на коже комочки.

 

 огда мед выбран и осв€щен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

ѕостна€ медова€ коврижка:

 

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мЄда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлител€, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчЄнных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

 

¬ миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мЄд. –азмешать, чтобы сахар и мЄд растворились. —мешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пр€ности, потом добавить это в смесь масла, воды и мЄда и тщательно вымесить ,чтобы не было комков.

 ƒобавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. ћуки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. ¬ыпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

 

 оврижку можно есть в таком виде или разрезать поперЄк и прослоить любым джемом или вареньем.

 

ћеренга медова€

 

ѕшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

 

»з теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне.  огда печенье охладитс€, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

 

 вас медовый

 

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

 

¬ кип€щую воду положить мед и хорошо размешать.

  огда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить сто€ть на 10-12 ч.

 

 ќстудить, разлить в бутылки и закупорить их.

—алат медовый

 

2 моркови:

 2 €блока;

 8 – 10 грецких орехов;

 сок 0,5 лимона,

 2 столовые ложки меда.

 

Ќатереть на крупной терке морковь и €блоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

 

ћонастырский мед

 

1 кг. меда, «л. воды, 2 ч. ложки хмел€.

 

ћед размешать с водой и кип€тить на слабом огне в течение 3 час. ¬ марлю положить хмель, небольшой камешек, и зав€зав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим дл€ того, чтобы хмель не всплывал). ћед с хмелем кип€тить 1 час, периодически, по мере выкипани€, добавл€€ гор€чую воду.

 

ћед сн€ть с огн€ и еще теплым процедить через марлю в стекл€нную или дерев€нную посуду. ѕри этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. ѕосуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) дл€ брожени€ меда.  ак правило, оно начинаетс€ через день-два после того, как мед сварен.

 

 огда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного ча€ (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кип€тка). «атем мед, не меша€, процедить через фланель (лучше несколько раз).

 

ѕроцеженный мед уже готов дл€ употреблени€. ќднако превосходный вкус он приобретет через год хранени€ в прохладном месте.

 

отсюда http://www.pravmir.ru/makkavei-10-faktov-o-svyatyx-i-nesvyatyx/

–убрики:  –азное полезное
»скусство  улинарии
ћетки:  


ѕроцитировано 68 раз
ѕонравилось: 40 пользовател€м



g_anatoly51   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 12:45 (ссылка)
ќгромное спасибо за познавательную историю —паса.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 14 јвгуста 2013 г. 15:26ссылка
Ѕлагодарю, с праздником!
Ћ√ѕ   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 12:58 (ссылка)
»Ќ“≈–≈—Ќќ, —ѕј—»Ѕќ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 14 јвгуста 2013 г. 15:26ссылка
Ѕлагодарю! — праздником ¬ас!
валентина_м€сникова   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 14:34 (ссылка)
 артинка —пасибо! »нформаци€ очень полезна€ и интересна€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 14 јвгуста 2013 г. 15:26ссылка
Ѕлагодарю! — праздником ¬ас!
 охан_ќльга   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 15:58 (ссылка)
—пасибо за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќаталь€_Ћарина   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 17:34 (ссылка)
—пасибо!

— ѕ–ј«ƒЌ» ќћ!!! ћедового счасть€, медовой погоды,

ћедовой любви вам на долгие годы!

¬есель€, здоровь€, терпень€ и сил!


„тоб спас нашу жизнь до конца обновил! http://www.playcast.ru/view/3129480/d1b773df51bd8b2561cd2eba8e9d76a638178840pl
 артинка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ветлана_Ѕашилова   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 18:16 (ссылка)
Ѕлагодарю!!! — ѕраздником!
 артинка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕахыт_—ветлана   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 20:28 (ссылка)
— ѕраздником.
7e52e019bc51 (424x494, 140Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —реда, 14 јвгуста 2013 г. 23:07 (ссылка)
¬ерим и уповаем на милость √оспода!
—пасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
LaRiSSaNiK   обратитьс€ по имени „етверг, 15 јвгуста 2013 г. 07:30 (ссылка)
—паси √осподи!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ALBENS   обратитьс€ по имени „етверг, 15 јвгуста 2013 г. 08:11 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕабакус€   обратитьс€ по имени „етверг, 15 јвгуста 2013 г. 13:36 (ссылка)
— ѕраздником!!! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
jeni_niko   обратитьс€ по имени „етверг, 15 јвгуста 2013 г. 18:28 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
jeni_niko   обратитьс€ по имени „етверг, 15 јвгуста 2013 г. 18:29 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
svetlaj533   обратитьс€ по имени „етверг, 15 јвгуста 2013 г. 20:19 (ссылка)
—пасибо! — ѕраздником!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ledi__Sonata_7_   обратитьс€ по имени „етверг, 15 јвгуста 2013 г. 21:26 (ссылка)
— праздником ¬ас!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“ј“”Ћ№ ј- ј   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 јвгуста 2013 г. 00:45 (ссылка)
спасибо,спасибо за отсутствие мудровани€ и простое объ€снение.— праздником!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vlad_falco   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 јвгуста 2013 г. 02:23 (ссылка)
ћирјлин, —паси √осподи, за интересный, познавательный пост, цитирую! — праздником!

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬алентина-л   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 јвгуста 2013 г. 14:17 (ссылка)
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћара’ор   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 јвгуста 2013 г. 18:21 (ссылка)
ѕозвольте добавить: “ретий —пас называетс€ ќреховый или ’лебный.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку